Историческая справка
Машинист локомотива – это весьма распространенная профессия.
Слово «локомотив» ввел английский изобретатель Дж. Стефенсон,
который свой первый паровоз заводского изготовления назвал «Локомошн» («Передвижение»).
Оно и стало со временем обобщенным названием всех последующих железнодорожных тяговых
машин. История локомотивостроения насчитывает более 200 лет – от первого паровоза, созданного
в Великобритании, до наших дней. Прообразом железной дороги были рельсовые (деревянные или каменные)
колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появились чугунные и стальные рельсы
(«колесопроводы») для передвижения различных тележек, повозок, вагонеток. Тяга на этих прародительницах
железных дорог была конной или человеческой. Английский изобретатель Джеймс Уатт (1736–1819) в 1774–1784
построил экспериментальную паровую машину, а затем – первую большую машину, в которой применил центробежный
регулятор, соединенный с заслонкой на выпускном паропроводе (патент 1784 г.).
Российский изобретатель И.И. Ползунов (1728–1766) построил в 1766 году первую в России паровую машину
с рекордной для
того времени мощностью 32 л. с. (24 кВт).
Паровая машина была первым и до конца 19 века практически единственным
универсальным двигателем. Она сыграла исключительную роль в прогрессе промышленности и транспорта. Первый в мире паровоз изобрел
и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревитик.
Этот паровой локомотив тянул вагоны, вмещавшие в общей сложности
70 пассажиров и 10 товарных вагонов на расстоянии 16 километров с максимальной скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон
построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктон и Дарлингтон в Англии.
Первоначально управлял локомотивом механик, в дальнейшем после распространения термина «машинист» появилась профессия
– машинист локомотива.
Первыми машинистами паровоза можно назвать английских изобретателей и и механиков, отца и сына Стефенсон, создавших паровоз
«Ракета», способный развивать скорость до 48 км/ч. Ракета перевозила поезд весом 14 т. вдвое быстрее конных экипажей. Она доказала,
что паровые двигатели превосходят гужевой транспорт во всех отношениях, и заложила основу для развития железных дорог в 19 веке.
Развитие железных дорог в дальнейшем происходило очень быстро. В 1879 году немецкий инженер-электрик Эрнст фон Сименс (1816–1892)
продемонстрировал первый электропоезд.